МOУ "ПОЛЕТАЕВСКАЯ СОШ"   
МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Счетчик
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
 

 

Станция Полетаево 1. "Из века в век"

Автор: Грехова Л.Р., учитель истории и обществознания



    История поселка Полетаево

Автор: Кабак В. И., заслуженный учитель школ РСФСР

    Администрации Полетаевского поселка непосредственно подчиняются четыре Полетаево: это деревня Полетаево 1-е, деревня Полетаево 2-е, ст. Полетаево I, ст. Полетаево  II, на территории ст. Полетаево I находятся поселки Чипышево и Милюки. История их возникновения разная. Все они относятся к Челябинской области, Сосновскому району. Деревня Полетаево 1-е – это старожильческое поселение, известное с XVIII века в числе первых деревень, относящихся к ведомству Челябинской крепости. Называется по фамилии первопоселенца. В документах упоминается впервые в 1763 году. Строящаяся как крепость, она имела добротные деревянные дома на правом берегу реки Миасса, в деревне был есаул, так как основными жителями были довольно богатые казаки, обладавшие большими земельными наделами. Каждый казак имел не только лошадей, как рабочий скот, но были лошади и для военной службы. Ежегодно осенью призывались сыны казаков на службу, сбор был возле дома есаула (от дома ныне сохранились основания и часть стен). После тщательной проверки документов, лошадей и сбруи молодые казаки на конях отправлялись в Оренбург – центр казачьих войск того периода, а затем распределялись по местам службы для охраны южных границ Урала. Первые казаки были сюда призваны по приказу Екатерины II с р. Дона, то есть донские казаки становились уральскими казаками. В деревне Полетаево 1-е была огромная церковь, звон колоколов которой был слышен в округе до 15 км. Позднее в 1956-58 гг. в церкви было зернохранилище, затем – клуб для молодежи, а в 70-е годы здание было разобрано на кирпичи и просто растащено для своих застроек. Часть красивой металлической ограды есть в школе №10, очень красивая чугунная решетка. От здания, где жил батюшка церковный и прислуга, часть сохранилась, сохранились и три могучих лиственницы, что были на территории церкви, место на большой абсолютной высоте, сохранилась и часть редких кустов сирени возле старинных застроек и желтой акации в виде прямоугольников, где была ограда и церковные здания.

         В годы Советской власти жизнь шла своим чередом. Недалеко от Челябинска расположена деревня Полетаево. В первые годы Советской власти центром всей жизни поселка была начальная школа, в здании которой проходили общие собрания крестьян, разъяснялись декреты Советской власти, бушевали партийные и комсомольские собрания.

         Секретарем комсомольской организации в поселке Полетаево был активный парень – Егор Фоминых. Он узнал из «Советской правды», что челябинские железнодорожники готовят подарок Ильичу, на субботниках ремонтируя паровоз. Именно этот «Коммунар» должен был отвезти эшелон хлеба голодающим московским рабочим. Егор собрал комсомольцев. Собрание решило: сверх плана собрать еще 500 пудов хлеба в подарок к пятидесятилетию вождя. Тут же выбрали и делегата, которому предстояло доставить хлеб в Москву и рассказать в Кремле, как живут и работают полетаевские комсомольцы.

         Пока собирали хлеб, паровоз «Коммунар» ушел в Москву. Пришлось отправлять вагон с попутным поездом.

         При существующей тогда разрухе на транспорте, маршрутный поезд прибыл в Москву на десятые сутки. Полетаевский делегат сразу же отправился на прием к Ленину, но встретиться с Ильичем ему не пришлось. Ему посоветовали обратиться в Главполитпросвет к Надежде Константиновне Крупской.

         Надежда Константиновна поблагодарила посланца и сказала, что хлеб будет передан Наркомпроду. Расспросила о комсомольских делах в деревне и, узнав, что в Полетаево нет библиотеки, распорядилась выделить в подарок полетаевским комсомольцам целое богатство – 1000 книг!

         Комсомольцы поселка попросили местного жителя Костыгина уступить им комнату. Так, в июле 1920 года была открыта библиотека. На торжества по этому случаю из Челябинска приехала писательница Лидия Николаевна Сейфуллина. Она в то время заведовала библиотечной секцией губернского отдела народного образования. Гостья привезла с собой еще 500 книг и брошюр в подарок полетаевцам.

         Заведовать библиотекой на общественных началах поручили учительнице Анне Владимировне Устюговой. Так при содействии Надежды Константиновны Крупской возник еще один культурный очаг на Южном Урале.

         Деревня позднее стала частью полетаевского сельского хозяйства, в ней был большой животноводческий комплекс с направлением молочного животноводства и посевами зерновых.

         В деревне была средняя сельская школа.

         Деревня Полетаево 2-е – это выселок из д. Полетаево 1-е, расположенный по левую сторону реки Миасса.

         Ст. Полетаево I – это железнодорожный узел, через который проходит Транссибирская магистраль и от Челябинска идет дорога на Троицк, Оренбург через ст. Полетаево II, но сам железнодорожный путь проходит с ответвлением через ст. Полетаево I, так называемая остановка «Новая платформа».

         К 1875 году от Москвы железнодорожная линия была достроена до Самары. Был вопрос, куда дорогу прокладывать дальше: на Пермь и Екатеринбург, где уже было соединение с Тюменью, или просто строить новую дорогу на Уфу, для Южного Урала это был оптимальный вариант, то есть Самаро-Челябинская линия, где будут расположены частные горные заводы. Это было поддержано биржевым Петербургским комитетом и обществом содействия торговли и промышленности. Приказом положения Комитета министров признано было поставить на первую очередь постройку железнодорожной линии от Самары на Уфу и Златоуст по восточному склону Урала. В сентябре 1890 года все работы были закончены, и железная дорога была открыта для «правильного» движения. Стоимость участка Уфа – Златоуст определилась в 20 439 481 рубль.

         Продолжение строящейся дороги Самара – Златоуст было направлено на Челябинск, Курган и далее на восток. Высочайше было разрешено «приступить к постройке Сибирской железной дороги очереди 1891 года, а именно – линии Миасс – Челябинск протяжением 94 версты с производством изысканий от Челябинска до одного из пунктов Среднесибирской железной дороги». Был окончательно решен вопрос о сообщении Великого Сибирского рельсового пути! 25 октября (6 ноября) 1892 года в Челябинске впервые прозвучал паровозный свисток.

         Исходя из этого, можно сделать вывод, что железная дорога была проложена через Полетаево I в 1891 году, но это была не станция, а всего лишь разъезд. Первый вокзал был небольшим деревянным украшением, лишь в 1914 году было построено каменное здание, которое существует до сих пор.

Само поселение было связано с постройкой железной дороги, до этого на этой территории проходила грунтовая дорога, по которой возили почту и гнали в Сибирскую ссылку заключенных. Они шли в кандалах, а жандармы ехали верхом на лошадях. Жандармы менялись и возвращались назад в Челябе, ссыльных же мыли в бане, так называемой «переселенческой», что была недалеко от вокзала. Сейчас от нее еще сохранилось разрушенное здание, бани не стало.

Поселок – станция Полетаево I развивался еще за счет того, что часть людей стала работать на железной дороге, и часть мыла частным путем золото. До сих пор сохранились шурфы, где люди мыли золото, так называемые «Настасьины горки», где девушкой Настасьей был найден самородок довольно большой величины. Золото это скупал купец за товары: ситец, сахар, сельдь - который жил и имел магазин в деревне Кайгородово. (Со слов старой жительницы – железнодорожницы).

Полетаево I как станция получила свое развитие в годы Великой Отечественной войны, когда была создана не только 6-я дистанция пути, но и в 1943 году  - 12-я Полетаевская дистанция связи.

Шел 1943 год. Фронт требовал танки Челябинска, продовольствие Сибири. Чтобы обеспечить пропускную способность главного направления железной дороги, необходимо было создать линейную дистанцию сигнализации и связи, отделив ее от Челябинского узла. И 30 сентября 1943 года телеграфный аппарат, установленный в одном из бараков станции Полетаево I, отстучал первую телеграмму в Москву: «12 Полетаевская дистанция связи организована тчк»…

Затем была основана на станции Челябинская дистанция лесозащитных насаждений. Она подчиняется службе пути ЮУжд. Район обслуживания – более 1413 км, с конечными пунктами: в Кропачево, Шумихе, Сказе, Учалах, Бакале, Пирите. Это протяжение 2-х отделений дороги, Златоустовского и Челябинского, девяти дистанций пути.

Дистанция занимается созданием и содержанием лесозащитных насаждений и естественных лесов в полосе отвода, озеленением пристанционных территорий и в г. Челябинске: дорожных и детских больниц, дворца железнодорожников, территории управления дороги, управленческой базы отдыха на озере Узун – куль, профилактория на озере Смолино.

Защитных лесов и насаждений более 6315 га на протяжении 802 км, разных конструкций и возрастов с 1914 по 1986 год, в них произрастает более 20 разновидностей древесно-кустарниковых пород. Защитные насаждения – это более долговечный и  надежный вид защиты пути от сильных заносов, ветров (боковых и встречных),  который способствует ускорению движения поездов, предупреждает выдувание балласта и предохраняет линии связи, сигнализации и автоблокировки от обрывов, повреждений сильным ветром и гололедом.

Насаждения являются хорошим местом отдыха для рабочих железной дороги и пассажиров, местом сбора грибов и ягод, поставщиком кислорода. А какое эстетическое наслаждение получают пассажиры, проезжающие в поездах по зеленому коридору посадок.

Дистанция – это предприятие, имеющее на своем балансе жилье, производственные здания и сооружения, машины и тракторы различных марок с набором сельхозинвентаря, бензопилы, кусторезы.

Ежегодно дистанция проводит рубку леса в насаждениях на площади 275 – 280 га и очистку естественных лесов на площади 250 га, высаживает на озеленении 7-8 тыс. деревьев и кустарников.

В дистанции 6 производственных подразделений: 4 производственных участка, машинно-тракторная мастерская и лесопитомник. Работают в дистанции люди разных профессий: лесорабочие, трактористы, водители автомобилей, вальщики леса, токари, слесари, кузнецы. Начальники и мастера производственных подразделений – специалисты со специальным среднетехническим образованием, с большим практическим опытом.

В 1965 году на территории ст. Полетаево была создана 9 дистанция сигнализации и связи ЮУжд, ШЧ – 9 для обеспечения связью управления и отделения железной дороги. За прошедшие 50 лет развился железнодорожный транспорт, выросла Южно-Уральская железная дорога, качественно и количественно изменилась структура  дистанции.

         9-я дистанция сигнализации и связи – крупное мероприятие с высоким уровнем организации работ, передовой техникой телефонной и телеграфной связи, предприятие высокой культуры производства. Работники дистанции обеспечивают всеми видами связи многие подразделения сложного железнодорожного хозяйства, принимают и организуют передачу программ центрального телевидения для всей Челябинской области.

         Работа технического штата не на виду, а вот с работой телефонисток знакомы многие. От их качества, быстроты, культуры обслуживания судят и о работе дистанции. Междугородняя телефонная станция – МТС – это небольшой женский коллектив, в котором работают десятками лет. Возглавляет его Григорчук Валентина Харитоновна.

         С каждым годом увеличивается темп жизни. Научно-техническая революция не оставляет «без внимания» и аппаратуру ШЧ – 9. Какими прочными, крепкими знаниями должен обладать электромеханик, обслуживающий эти сложнейшие устройства радиорелейной связи.

         Работает много замечательных специалистов. Среди них старший электромеханик АТС Новожилов Владимир Иванович. Прибыл сюда по распределению после окончания Омского железнодорожного института в 1963 году. За это время стал в совершенстве знать закрепленные устройства связи. Активно занимается рационализаторской деятельностью. Цех, возглавляемый Новожиловым В.И., работает очень устойчиво, не раз занимал первые места среди других цехов дистанции.

         Выпускника Полетаевской средней школы №10 Полякова Юрия Алексеевича в коллективе знают как грамотного и добросовестного электромеханика, обслуживающего сложные устройства радиорелейных линий. Надежная работа устройств связи зависит от четкого и своевременного выполнения графика технологического процесса, и именно так работают передовики, такие как Юрий Алексеевич Поляков.

         В линейно-аппаратном зале сложную аппаратуру обслуживает электромеханик связи Борисов Юрий Степанович. За 20 лет работы в ШЧ – 9 Борисов Ю.С. стал хорошим специалистом своего дела. За добросовестную работу, активное участие в общественной жизни цеха ему не раз присваивалось звание «Лучший по профессии».

         Большим и заслуженным уважением в коллективе пользуется электросварщик Макшанцев Геннадий Петрович. Добросовестный, инициативный работник трудится в дистанции 19 лет. За честный труд, активную общественную работу многократно поощрялся руководством дистанции.

         Территория, занимаемая ШЧ – 9, является одной из самых благоустроенных в Полетаево I. Асфальтированные дорожки обилие зелени, цветов, чистота вызывают законную гордость работников, так как все сделано своими руками.

         28 апреля 1953 года приказом № 39 по рельсосварочному тресту МПС было положено начало созданию на ЮУжд рельсосварочного поезда № 15. располагался он тогда на станции Сосногорск, неподалеку от Воркуты.

         «В 1959 году, - вспоминают ветераны коллектива поезда, - прибыл РСП – 15 на станцию Полетаево I. Это был железнодорожный состав из нескольких двухосных вагонов, в которых находились сварочная машина,  правильный пресс, прочее нехитрое оборудование. А в вагонах-теплушках приехали люди».

         Трудностей тогда было много: нехватка рабочих рук, устаревшая техника. Особенно давало о себе знать отсутствие подъемно-транспортных средств – рельсы при выгрузке приходилось сбрасывать с платформ, а при нагрузке – затаскивать лебедками. Но несмотря ни на что, в конце 1959 года один сварочный поток, находясь практически под открытым небом, был пущен в работу.

         Каждый год приносил с собой что-то новое. 1963-й – развернулось строительство новых цехов, а в 1965-м уже завершилось. Но особенно бурное развитие получил поезд в годы десятой пятилетки: внедрение новой техники, прогрессивной технологии. В это же время постоянно возрастали задания по сварке рельсов, особенно длинномерных плетей. Долгое время узким местом производства оставалась их погрузка и выгрузка. Проблема эта была решена с помощью строительства дополнительных погрузочных эстокад, под которые были подведены железнодорожные пути. Резко сократился простой подвижного состава под выгрузкой, а емкость складов рельсов возросли на 30 км пути.

         Коллектив поезда по праву гордится своими новаторами и рационализаторами, уже два года здесь сверлят готовые отверстия в термически упроченных рельсах сверлом собственной конструкции, промышленность таких не выпускает. За счет внедрения новой техники, механизации и автоматизации ряда производственных процессов значительно возросли объемы всех видов работ.

         Ежегодно всеми видами сварки на предприятии варится 470 – 500 км, волнообразный износ на рельсах снимается на 3300 км, около двух тысяч крестовин наплавляется в пути. А по бесстыковому пути, сваренному РСП – 15 за все годы работы, можно было бы добраться до Санкт-Петербурга через Москву.

         Особое внимание на предприятии уделяется улучшению условий труда. К сварочному цеху был пристроен трехэтажный корпус, на первом этаже которого расположены производственные помещения, на втором – столовая, на третьем – комната отдыха. Построена обогревальня для работников рельсосварочных составов. Завершилась реконструкция котельной, построены добротные складские помещения, три вагона оборудованы для отдыха бригад. Много внимания уделяется на предприятии повышению культуры производства.

         За 1985 – 86 гг.  произведена реконструкция подготовительного цеха сметной стоимостью 390 тыс. рублей. С выполнением реконструкции улучшились условия труда работников механического цеха, которые перешли в новое помещение. Оборудованы просторные душевые и гардеробные, комнаты отдыха и кабинет технической учебы.

         В цехе усвоен выпуск новой продукции «рамные рельсы». В стадии завершения монтаж технологического потока по изготовлению переводных рельсов.

         Высококвалифицированными специалистами считаются в поезде наладчик сварочного оборудования Г.Аксенов, награжденный орденом трудовой славы III степени, сварщик машины контактной сварки В. Башмаков, владеющий смежными профессиями сверловщика и строгальщика. Третий десяток лет трудится на предприятии дефектоскопист  А. Рыжова, немало ветеранов трудится в поезде, их имена хорошо известны в коллективе. Это  дефектоскопист Г. Смыканова, сварщики Б. Смолин и В. Смирнов.

         Награждены правительственными наградами:

-         Аксенов Геннадий Николаевич – орден «Трудовой славы 3-й степени»

-         Субботин Виктор Викторович – орден «Трудовой славы 3-й степени»

-         Андреев Николай Прокопьевич – медаль «За трудовую доблесть»

-         Зубарев Леонид Степанович - медаль «За трудовую доблесть»

-         Барабаш Михаил Федорович – «Почетный железнодорожник»

-         Матин Александр Сергеевич -  «Почетный железнодорожник»

Люди, что населяют ст. Полетаево I, очень интересны.

1)     Это герои советского союза: Салтыков Иван Павлович, который получил звание Героя Советского Союза в 1944 году.

2)     Якушкин Георгий Трофимович – получил звание Героя Советского Союза в 1943 году при форсировании реки Днепр севернее г. Киева, погиб смертью храбрых.

3)     Брюховский Михаил Александрович – кавалер 3-х орденов Славы: 1, 2, 3 степени.

4)     Герои Социалистического Труда: Аксенов Михаил Афанасьевич; Черноиванов Афанасий, который внес личный вклад на строительство кораблей Военно-Морского флота, позднее подводная лодка, построенная на эти собранные уральцами деньги, была названа «Челябинский комсомолец», а сам Афанасий Черноиванов сопровождал ее на место постоянного базирования в г. Полярный, бортовой номер корабля ЭМ – сто – пять.

В делегацию был включен Черноиванов А. Как лучший комбайнер области, убравший за два военных лета более тысячи гектаров зерновых.

5)     В Полетаевской школе учился и воспитывался старком дизельэлектрохода «Сомов» Масленников Сергей, что спасал судно в течение 133 дней, когда оно было затеряно по дороге в Антарктиду.

Материал о «людях хороших» собирается школьниками школы №10, и на данном материале ими был создан при школе краеведческий музей.

ЕГЭ
Эл. услуги
Мобильное обучение
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 632
ГОСУСЛУГИ
Дети
INFO
Пенсионный фонд
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024