Музейная педагогика
Одной из важнейших задач современной
школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта
личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество.
Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей
неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать
у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему
народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство
национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности.
Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство
долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её
честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется
школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого
«museion» и
латинского «museum» - «храм». Музей –
место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается
собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих
развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую,
научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является
приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у
кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого
раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно
отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и
образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения
учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания
оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов,
фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в
течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в
педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Школьные музеи существовали во многих
российских гимназиях в XIX
веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко –
краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С
развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое
создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й
половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием
широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат
Советского государства.
В разные периоды истории школьные
музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для
развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками
отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма
образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников,
родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный
заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей
ученической, родительской или педагогической общественности и как результат
собственной поисково – собирательной и исследовательской деятельности. В музеях
школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией
подлинных памятников истории культуры, природы родного края, различных
предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями
образовательных школ, Музеи школы выступают как своеобразная часть музейной
сети страны.
Собранные ими экспонаты входят в
состав музейного и архивного фонда России.
Социальные функции школьного музея
Школьный
музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного
воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной
работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами
помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как
много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого
является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений,
бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя
воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.
Школьный
музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной,
технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и
экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных
условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения
научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы,
умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать
исторические документы, составлять факты и др.
Школьный
музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной
творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно –
краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети
познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих
лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и
отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать
социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли
лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея,
являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой
деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение
основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел,
народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое
влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители
школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент
выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного
характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко
ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями,
становятся профессиональными военными, пожарными, работниками
правоохранительных органов и т.п.