|
|
Паспорт социального проекта "Музей в чемодане" |
1. Название проекта: «Музей в чемодане»
2. Цели проекта: формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики 3. Авторы проекта: участники школьного кружка «Школьный музей», учащиеся 7-10 классов 4. Научный руководитель: Грехова Лилия Раульевна, учитель истории и обществознания МОУ Полетаевской СОШ, учитель высшей категории, педагог дополнительного образования 5. Консультанты: Солдаткина Татьяна Васильевна, зав. бутафорским цехом Челябинского областного театра кукол; Малаушкина Галия Аскаровна, первый заместитель директора Челябинского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук 6. Тип проекта: 6.1. по доминирующей в проекте деятельности: проектно-конструкторский с заранее выработанным представлением о продукте творческой деятельности (чемодан) 6.2. по предметно-содержательной области: исторический 6.3. по количеству участников проекта: групповой 6.4. по широте охвата содержания: межпредметный 6.5. по времени проведения: продолжительный 6.6. по характеру контактов: в рамках школы, района 7. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: обществознание, технология 8. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: история, обществознание, технология 9. Методы, использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный, технологический 10. Форма представления проекта: театрализованное представление музейной экспозиции 11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы: библиотека и музей МОУ Полетаевской СОШ, Челябинский областной театр кукол, участок Полетаевской дистанции пути 12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: фонды музея МОУ Полетаевской СОШ, научно-популярные книги, словари, справочники, энциклопедии, воспоминания и личные архивы жителей посёлка Полетаево |
Введение
Где-то в дальнем углу антресолей Дерматиновый, пылью покрытый, Чемоданчик потертый, забытый. В нем хранятся обрывки историй. Татьяна Лаврова, «Ода о старом чемодане» В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей. Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Большой интерес вызвал мобильный вариант экспозиции «Станция любимая моя», представленный в начальной школе. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную модель, которая рассказывала бы о истории создания российских железных дорог. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству – включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию. Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями. Выставочная экспозиция «Музей в чемодане»: «Станция любимая моя» Цель: Реализация «Программы по патриотическому воспитанию учащихся на 2011-2015гг.» Задачи: · Сформировать представление об истории населенного пункта. · Представить подлинные материалы из фондов школьного музея. · Показать самобытность исторического развития поселка и его связь с историей Отечества. Экспозиция посвящена истории возникновения участковой железнодорожной станции 3 класса Южно-Уральской железной дороги (в некоторых источниках значится как станция 5 класса). Станция находится в Основана в Полетаево-1 - ровесник Транссибирской магистрали. 15 мая В «Путеводителе по Великой сибирской железной дороге» за 1900 год замечено: «За Миассом, у Челябинска, равнинная местность снова является земледельческою и скотоводческою, с золотопромышленною деятельностью».[1] На странице 118 «Путеводителя» под № 55 значится станция Полетаево. Понимая всю важность строительства железной дороги в крае, золотопромышленник Михаил Борисов безвозмездно уступил казне золотоносный участок земли в районе села Полетаево для надобности железной дороги. Борисову была пожалована медаль «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Газета «Уфимские ведомости» за На месте казачьего хутора, который входил в черту Челябинского станичного юрта 3 военного отдела Оренбургского казачьего войска, после строительства дороги вырос рабочий поселок, находящийся в муниципальной связи с селом Полетаево и деревней Полетаево, которые ведут свое летоисчисление с 1744 года. В документах же Полетаево упоминается с 1763года. Экспозиция прослеживает историю станции и села Полетаево с 18 века по сегодняшний день. В |
|
|
Проектно-конструкторский этап
Оформление чемодана в технике «Декупаж» Творческая группа - учащиеся 10 класса Социальный партнер – Овсянникова Александра Александровна, педагог дополнительного образования МОУ Полетаевской СОШ Чемодан мы нашли на чердаке. На вид ему лет 50. Ничего, он у нас будет красавцем! |
Наш чемодан в начале проекта
|
|
Для работы нам понадобились: ткань, клей ПВА, декупажное фото, лак, краски, творчество и терпение.
|
|
Работа с чемоданом оказалась очень интересной и трудоемкой. Вот что у нас получилось. В ходе подготовки технической стороны проекта нам пришлось консультироваться у художников Челябинского областного театра кукол. | |
Новая жизнь старого чемодана Впереди увлекательная работа по превращению старого чемодана в произведение искусства
|
|
Участники проекта: Ученица 10 класса – Дмитриева Ульяна, Ученица 3 класса – Овсянникова Полина, |
|
Наш консультант педагог дополнительного образования Овсянникова Александра Александровна
|
Наш красавец чемодан, выполнен в технике «Декупаж» |
|
Ученица 2 класса – Овсянникова Анастасия | |
Готовая экспозиция «Музей в чемодане» |
|
|
|
Участники проекта Улахович Екатерина, ученица 10 класса, председатель школьного совета музея, неоднократный победитель областного слета музеев. |
|
Исполнитель роли императора Александра III – Вадим Тяпкин. |
|
Подготовка проекта заняла полгода. К началу марта наш проект был готов. |
|
С экскурсией «Музей в чемодане», участники нашего проекта посетили 20 классов начальной школы. Общее количество детей, просмотревших нашу экскурсию, - 400 человек. |
|
Проведение экскурсии в начальной школе 4 «А» класс
|
|
Работа по сбору экспозиции и наполнению чемодана. |
|